запись на обучение по тел: +7 903 550 90 80 |
МЕНЮ 0. ГЛАВНАЯ.1. Как научиться рисовать куб. 2. Урок рисования призмы. 3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента. 4. Учимся рисовать табуретку. 5. Урок рисования натюрморта. 6. Урок рисования гипсовой головы. 7. Уроки рисования портрета. 8. Урок рисования деталей портрета. 9. Урок рисования характера и мимики лица. 10. Уроки рисования фигуры человека. 11. Рисование фигуры человека. Последовательность. 12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура. 13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура. 14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок. 15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта. 16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике. 17. Урок рисования быстрых этюдов. 18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом. 19. Уроки живописи. Этюд женской головы. 20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом. 21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка. 22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок. 23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок. 24. Живопись маслом. Фигура. 25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом. 26. Натюрморт монохром. 27. Палитра живописи. 28. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы. 29. Информация о студии Artintent. 30. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ. информация на новом сайте основное курсыуроки в студии уроки на пленере персональные занятия урок мастихином галерея учеников примеры работ карандашмасло акварель акрил темпера тушь росписи стен истории лавка мираАвстрия, пленер Австрия, выставка Юрмала, форум Абрау-Дюрсо, лодки Абрау-Дюрсо, галерея информация карандаш, портретпишем маслом пишем акварелью акрил темпера роспись стен |
10. Уроки рисования фигуры человека. С чего начать рисовать.Рисование карандашом.(часть 1)Рисовать карандашом можно любые предметы и пейзажы. Самые трудные для рисования - это сложные формы. Но на них можно быстрее научиться и понять технику работы карандашом. В рамках преподавания рисунка карандашом трудно разрешить все вопросы, касающиеся создания на бумаге фигуры человека. А вопросов возникает много в самом процессе, причем у каждого учащегося свои, так как скорость и глубина усваивания у каждого своя. Кроме того, помимо общих положений – как научиться рисовать карандашом, для всех обязательных, в обучении каждый потребует еще и индивидуального подхода к нему. Поэтому начинающему бывает трудно на уроках, а преподавателю трудно обучить только рассказом. В практике обучения рисунку, да, и в целом, изобразительному искусству, помимо рассказа, всегда требуется и показ, а главное, каждому начинающему художнику нужно в процессе самой работы и непременно вовремя помочь практическим советом, чтобы рисунок его шел правильно и последовательно совершенствовался. Поэтому данные уроки следует отнести, как к целому ряду основных положений и установок в области рисования фигуры, применение которых на практике будет во многом зависеть в первую очередь от талантливости каждого из вас. Основные положения в отношении рисунка вам уже знакомы из наших других уроков рисования карандашом (рисование предметов, рисование натюрморта ), и если на данном уроке о них придется говорить, пусть это вас не смущает — повторение будет способствовать лучшему запоминанию и обучению рисованию. С ЧЕГО НАЧАТЬ РИСОВАТЬ КАРАНДАШОМ. САМОПОДГОТОВКА К РАБОТЕ.Карандаш - это первое, с чего начинаются все картины и рисунки. Хорошо проявить и почувствовать карандаш можно, рисуя тело человека. Рисунок карандашом фигуры человека требует полной отдачи и не терпит полумер. Исходя из этого положения, возникает необходимость высказать несколько соображений о том, как подготовить себя к работе, в данном случае к работе над рисунком. К сожалению, эта стадия на курсе обучения рисованию у начинающих игнорируется, опускается. Присутствует желание пропустить этап обучения технике работы с карандашом, и быстрее приступить писать красками. Отсюда вредная поспешность, излишняя напряженность и неизбежная реакция упадка. Попробуем во всем этом разобраться. Художественные курсы Артинтент на методику учебы рисовать карандашом с натуры отводят ежедневно по три часа с перерывом на 10—15 минут. А общая продолжительность рисунка той или иной постановки (модели) — от 15 до 18 часов. Это время, а время будет проходить очень быстро, нужно, не теряя даром, использовать с максимальной пользой, многое узнать и многому научиться, чтобы к следующему рисунку, с другой постановки, прийти, обладая уже каким-то, пусть еще незначительным опытом. Итак, нужно рисовать от одной постановки к другой, совершенствуясь постоянно, по мере своих возможностей. Совершенствование, в данном случае в технике рисунка карандашом фигуры, требует умения организовать всего себя для серьезной работы. Чтобы научиться рисовать вам придется видеть, понимать, уметь применять необходимые знания, и планомерно вести рисунок. Постановка, пропорции, движение, характер, моделировка формы и т. д. — все это потребует серьезного, вдумчивого отношения к работе в каждую минуту, в каждый час ее выполнения. (Художественные курсы Артинтент - это групповые занятия по рисованию, поэтому договоренность о дисциплине в группе понятна и принята всеми участниками). Хотелось бы обратить внимание еще на один момент, имеющий существенное значение в ходе рисования с натуры, особенно столь сложного объекта, каким является фигура человека. Вы выбрали место, все приготовили, сосредоточились и начали рисовать. И вдруг, в какой-то момент смутно ощущаете, что ваше внимание и сосредоточенность как-то ослабели, в движениях руки вашей что-то ускользает от вашего контроля, взгляды стали рассеянными, появилось что-то механическое, вялое. Это значит, что вы устали и непременно нужно отдохнуть. И еще одно обстоятельство в методологии выполнения рисунка карандашом. Прошел положенный час, объявляется перерыв и для рисующих и для натурщика. После перерыва приходится очень часто, пожалуй, даже всегда у начинающих рисовать, наблюдать явление, которое, по существу, не должно иметь места в нашей работе. Ученик поспешно подходит к своему рисунку и сразу, как говорится, сходу начинает что-то рисовать. Так нельзя делать. Выотложили карандаш, вы отдохнули, глаз ваш освежился, освежилось восприятие натуры. В этот момент особенно важно проверить рисунок, внимательно сравнить нарисованное с натурой, и тогда вы сами увидите, как вести рисунок дальше. Непременно нужно воспитать в себе привычку время от времени отходить от своего рисунка, смотреть на него с некоторого расстояния, видеть его целиком и, конечно, сравнивать рисунок с моделью. Совершенствование в области рисунка, полное и свободное овладение им возможны лишь тогда, когда постепенно, шаг за шагом, путем изучения натуры, вы будете обучаться необходимым знаниям и навыкам. Поэтому нужно помнить то, чему вы уже научились рисовать, что получено в целом ряде упражнений в рисовании геометрических тел, натюрмортов, головы — словом то, о чем говорилось на предыдущих уроках рисования. Для учебного рисунка карандашом обнаженной фигуры возьмите ватман (формат А2). Это самый удобный размер - такой лист можно легко видеть целиком. Рисовать карандашом нужно твердо-мягким (НВ). На художественных курсах мы начинаем именно с такой твердости карандаша, потому, как начинающие рисовать карандашом более мягким сильно загрязняют и «запыляют» рисунок. Потом, когда приобретаются необходимые знания и навыки в рисовании фигуры, можно будет пользоваться более мягким карандашом, и такими материалами, как уголь и сангина. Но на первых порах лучше рисовать карандашом ТМ (НВ). НАЧИНАЕМ РИСОВАТЬ. ВЫБОР МОДЕЛИ И ПОСТАНОВКА.Для первой постановки рисунка карандашом фигуры человека нужно выбрать хорошо сложенного мужчину с нормальными пропорциями, худощавого, с ясно очерченной мускулатурой. Не соблазняйтесь желанием научиться рисовать натурщика с атлетическим сложением. Тут вы невольно увлечетесь игрой его очень развитых мускулов, то есть сосредоточите внимание на частностях, и это отвлечет вас от сути передачи общего. Подходящая модель найдена. Нужно ее поставить и наиболее выгодно осветить. Модель для первого упражнения поставьте в простую, естественную позу, с упором на одну ногу, примерно так, как это показано на рис. 3 (или на рис.14 - смотрите Уроки рисования карандашом. Фигура человека. Часть 2 ). Осветить ее (имеется в виду искусственное освещение) лучше всего сверху и несколько спереди так, чтобы формы модели читались четко и чтобы падающие тени не скрывали больших форм фигуры. Фон должен быть простой, гладкий, светлый, светлее теневых мест модели. Если вы устроитесь рисовать сидя, натурщика можно поставить на пол. Если же будете рисовать стоя, модель нужно поставить на подиум (подставку) с таким расчетом, чтобы прямой взгляд ваш упирался примерно в центр фигуры. Иначе, если модель будет в данном случае поставлена на пол, вы неизбежно будете видеть ее несколько сверху, что создаст ракурс, где ноги в рисунке выйдут короткими. Итак, модель выбрана и поставлена. Прежде всего перед началом рисунка, необходимо как следует ознакомиться со стоящей перед вами натурой. Рассмотрите ее не спеша, внимательно, со всех сторон, и это нужно сделать потому, что придется рисовать не плоскость, обращенную к вам, а объект, имеющий три измерения и занимающий определенное место и положение в пространстве. Значит нужно воспринимать фигуру как объемную форму и, рисуя линию, видеть форму, о чем вы, вероятно, уже знаете и что особенно подчеркивалось нами в предыдущих разделах учебного рисунка, на предыдущих уроках рисования. Затем отметьте пропорции и характерные особенности именно этой фигуры и попробуйте силой своего воображения увидеть ее как бы уже нарисованной карандашом на листе бумаги. Это не очень-то просто; понадобится некоторое усилие с вашей стороны (вот где пригодится сосредоточенность), но этому нужно научиться. Тогда появится как бы предвидение будущего карандашного рисунка, на первых порах, конечно, в общих его чертах возникнет цель, и яснее будет задача. Вы почувствуете творческое начало и во взгляде на натуру и в вашем отношении к процессу работы над рисунком. Нужно иметь в виду, что в дальнейшей работе, особенно в работе над композицией, понадобится это умение сначала увидеть в своем воображении то, что составит основу мотива будущего рисунка. Такой вот, чисто внутренний, процесс в практике художников очень точно описан Н. В. Гоголем в его замечательной повести «Портрет» (имеется в виду римский вариант). Помните это место? «Чартков принялся за дело, усадил оригинал, сообразил несколько все это в голове, провел по воздуху кистью, мысленно устанавливая пункты, прищурил несколько глаз, подался назад, взглянул издали и в один час начал и кончил подмалевку». РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.Сделайте с поставленной модели несколько краткосрочных, или быстрых, рисунков карандашом небольшого размера, рисунков чисто подготовительного характера, имеющих целью помочь запомнить ряд моментов, необходимых в обучении карандашному рисунку фигуры вообще. РИСУНОК КАРАНДАШОМ. ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ (Рис. 1, 2, 3)Чтобы, как мы говорим, поставить фигуру в рисунке, необходимо точное определение центра тяжести фигуры в любом ее положении. Вам надо нарисоать (лучше на одном листе) три рисунка размером 15 — 20 см каждый. Второй вид (рис. 1) рисуйте сбоку и, представив фигуру как бы прозрачной, проведите линию центра тяжести сквозь фигуру. Помните, что эти зарисовки карандашом имеют чисто технический характер. Отнеситесь, повторяем, лишь с особой внимательностью к положению следков на плоскости, так как от их правильного положения во многом, если не сказать в основном, будет зависеть постановка фигуры. РИСУНОК КАРАНДАШОМ. ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ (Рис. 4, 5, 6)Очень важным моментом при обучении рисованию начинающих является связь форм в рисунке фигуры. Каждая часть фигуры должна соответствовать основному ее движению в тот или иной момент. Для этого нужно каждую часть фигуры строить относительно так называемой средней линии, или лучше назовем ее главной линией постановки. Такая линия пойдет от оси грудины к нижней части живота и направится от лобкового соединения к внутренней лодыжке опорной ноги. Сзади главная линия определится линией позвоночника. С направлением движения главной линии и будут связаны расположение торса, наклон таза, направление грудной клетки, линия плеч, а если всмотреться в натуру более внимательно, то можно будет найти эту связь с главной линией и в целом ряде других частей фигуры. При построении фигуры в той стадии карандашного рисунка, когда фигура строится именно в первоначальном ее обобщении, понимание значения главной линии в высшей степени важно. Сделайте три рисунка (так же краткосрочных, как и в первом упражнении) с энергичной прорисовкой главной линии. На карандаш не давите сильно и сначала зарисуйте фигуру спереди и, одновременно, исходя из изгиба главной линии, отметьте направление плеч, таза, следков, линию, определяющую положение глаз. На втором рисунке (сбоку, со стороны опорной ноги) также отметьте главную линию. Обратите внимание на смещение вертела по отношению прямой, проходящей через яремную ямку. На третьем карандашном рисунке отметьте главную линию сзади и также покажите направление плеч, таза, осевую линию ушных отверстий и расположение следков на плоскости. Будет совсем неплохо, если зарисовки главной линии в указанных положениях фигуры вы сделаете еще и по памяти. РИСУНОК КАРАНДАШОМ. ТРЕТЬЕ УПРАЖНЕНИЕ (Рис. 7, 8, 9, 10)Чтобы научиться рисовать карандашом фигуру человека, необходимы знания пластической анатомии. Причем, нужно иметь в виду, что одних, только теоретических знаний будет недостаточно. Нужно полученные знания применить в практике обучения рисунку. И как бы ни были хороши учебники и учебные пособия по анатомии, они не могут дать художнику полностью того, что ему нужно для практической работы. Изучение пластической анатомии должно быть нераздельно связано с наблюдением и изучением живой натуры. Безусловно, полезно делать карандашные зарисовки с препаратов, муляжей, анатомических рисунков, гипсовых анатомических фигур и их частей, но всего этого все же будет недостаточно без обращения к живой фигуре человека, без наблюдения и изучения ее и в спокойном состоянии, и в движении, изучения, связанного, разумеется, с подходящими к делу зарисовками. Анатомическому карандашному рисунку придется уделить необходимое время в вашей работе и проделать целый ряд соответствующих упражнений. Для начала рекомендуем «выучить наизусть» скелет, выучить графически, то есть уметь увидеть и нарисовать его внутри фигуры. Скелет является остовом фигуры, имеет первостепенное значение в определении пропорций, движения, на нем находятся места, не изменяющиеся при движении, места, которые могут служить основными точками, отправными ориентирами при построении и рисовании фигуры. Об этом придется говорить дальше. А пока возьмите карандаш и сделайте три рисунка с поставленной фигуры спереди, сбоку и сзади так, как делали в двух предыдущих упражнениях, и врисуйте в них по памяти скелет. Если в вашем распоряжении имеется настоящий скелет (или даже искусственный из пластмассы), можно обратиться к нему за выяснением того, что не крепко удержалось в памяти. Такого рода рисунков можно сделать и несколько, беря самые разнообразные позы натурщика. Это поможет вам каждый раз, приступая к рисунку фигуры, чувствовать внутри нее скелет, яснее ощущать те места, где проступают те или иные части костяка. Вы по-разному будете относиться и к моделировке различных форм фигуры человека.Для изучения формы мышц будет полезно рисовать карандашом, например, анатомическую фигуру Гудона в трех поворотах, не превращая эти рисунки в самоцель, а используя их как подсобный материал при рисовании живой модели (рис. 10). |