МЕНЮ

0. ГЛАВНАЯ.

1. Как научиться рисовать куб.

2. Урок рисования призмы.

3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента.

4. Учимся рисовать табуретку.

5. Урок рисования натюрморта.

6. Урок рисования гипсовой головы.

7. Уроки рисования портрета.

8. Урок рисования деталей портрета.

9. Урок рисования характера и мимики лица.

10. Уроки рисования фигуры человека.

11. Рисование фигуры человека. Последовательность.

12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура.

13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура.

14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок.

15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

17. Урок рисования быстрых этюдов.

18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом.

19. Уроки живописи. Этюд женской головы.

20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом.

21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка.

22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок.

23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок.

24. Живопись маслом. Фигура.

25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом.

26. Палитра живописи.

27. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы.

28. Информация о студии Artintent.

29. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ.



                      

информация на новом сайте

основное

курсы
уроки в студии
уроки на пленере
персональные занятия
урок мастихином
галерея учеников

примеры работ

карандаш
масло
акварель
акрил
темпера
тушь
росписи стен

истории

лавка мира
Австрия, пленер
Австрия, выставка
Юрмала, форум
Абрау-Дюрсо, лодки
Абрау-Дюрсо, галерея

информация

карандаш, портрет
пишем маслом
пишем акварелью
акрил
темпера
роспись стен
         

25. КОМПОЗИЦИЯ И РИСУНОК НА ХОЛСТЕ. Приемы работы маслом.

Курсы живописи Артинтент на всех стадиях работы над рисунком и живописным этюдом обучают видению гармоничной композиции, а так же различным методам и приемам работы масляными красками.
Для живописи обнаженной фигуры рекомендуется брать холст, натянутый на подрамник размером, ориентировочно, в один метр по большой стороне.

Очень важно уметь расположить изображение на холсте. Есть старый метод, позволяющий сделать это композиционно правильно. Для этого, после того как модель окончательно поставлена, рекомендуется взять небольшой кусок темной бумаги и вырезать в ней прямоугольник приблизительно 5х7 см или прямоугольник, пропорционально уменьшенный от данного холста, и это «окно» навести на модель, смотря в него одним глазом. Перемещая прорез вверх или вниз, отводя от глаза или придвигая его ближе к глазу, подобно видоискателю в фотоаппарате, вы, в конце концов, найдете то количество фона, которое выгодно подчеркнет объем и формы фигуры. Этот прием помогает развитию чувства композиционной красоты и целесообразности.

Запомнив момент, который удовлетворяет вас в смысле расположения фигуры, перед тем как начать писать красками, полезно попробовать покомпоновать модель карандашом на бумаге, в идеальном варианте, того же масштаба, что и выбранный холст. Можно, конечно, брать формат бумаги пропорционально меньше. По нашим наблюдениям на курсах живописи, начинающим рисовать фигуру человека проще сделать набросок фигуры меньше, чтобы утвердиться в композиционной устойчивости.

Существуют разные подходы к рисунку под живопись. Наиболее солидным, пожалуй, можно считать следующий: углем на холсте делается полный рисунок со всей светотенью, который потом закрепляется лаком. Таким образом, как бы закладывается фундамент под живопись. По этому рисунку пишут красками. Если какое-либо неудачное место нужно переписать и краска снимается мастихином, то под ней остается рисунок. В живописи мы знаем много примеров, когда великие художники были верны этому способу. Так, существуют произведения, в которых рисунок на холсте не был в дальнейшем по тем или иным причинам закрыт масляной живописью. Например, портрет И. С. Остроухова (рис.1) и Элеоноры Дузе (рис. 2) работы И. Е. Репина, портрет П. И. Щербатовой, выполненный В. А. Серовым. Таким же методом работал А. Е. Архипов. Этой же системы придерживался и М. В. Нестеров. Это легендарная старая школа рисования!

Приемы работ маслом

Приемы работ маслом

Расскажем о другом способе рисунка на холсте для живописи.

После того, как установится композиционное расположение фигуры на холсте, так же, как и при первом способе, следует тщательно ее нарисовать мягким карандашом с тушевкой формы. Тушевку не перечернять. Только тогда, когда формы будут найдены светотенью, можно судить о правильности рисунка. Затем нужно обвести тушью или разбавленным акрилом тонкими линиями контур формы. Там, где возможно, использовать белый холст для нанесения прозрачных красок — у рта или же у слезников глаз, — контур тушью необходимо наложить особенно тонко. Потом весь карандаш мягко стирается. Остается холст с линейным контуром. Что это дает?

Такой метод дает возможность получить границы, в пределах которых возможно свободно лепить форму кистью, позволяет делать жидкую прописку по холсту, когда рисунок просвечивает из-под краски. В таких случаях особенно выгодно звучат лессированные по белому густые горячие тона, тогда как по черно-серому рисунку возможно только корпусное письмо.
Этот способ, с нашей точки зрения, применим в годы обучения живописи. Казалось бы, нужно сказать противоположное: именно опытному мастеру, когда он свободно владеет формой, под стать последний способ без особо тщательного рисунка. Но это только кажется с первого взгляда. Для начинающего художника, вступающего на тернистый путь живописи, необходимо как можно больше тренироваться в работе кистью, в лепке формы кистью. Конечно, вначале будет очень трудно, вероятно, даже и не получится, будут срывы, живопись окажется далеко не совершенной — сырой и рыхлой, но по мере приобретения опыта форма будет становиться крепче и отношения больших пятен, скажем, тела к фону, вернее. А самое главное, бесконечные переписки, заставляющие много работать с масляной краской, приучат понимать свойства такого трудного для освоения материала, каким является масляная краска, приучат «возиться» с пастозностью этого материала, понимать значение верно положенного по форме тона и значение мазка.
Возможно, на уроке живописи, у соседа, «раскрашивающего» по тщательно выполненному рисунку, работа будет выглядеть более благополучной по сравнению с вашей бесформенной «кашей». Но, важен конечный результат. Наша педагогическая практика позволяет сделать некоторые выводы. Чтобы стать настоящим живописцем, в начале обучения не следует заниматься «вышиванием» живописью по канве рисунка. То есть обрисовывать цветом по контуру рисунка. У тех, кто воспользуется нашим советом, вначале неизбежны неудачи, но конечный результат должен быть положительным. Так скорее постигается значение целого, хотя детали рисунка на первых порах всегда хромают и осваиваются лишь впоследствии.
Те же, кто скрупулезно раскрашивает, так и остаются «раскрашивателями». У них часто бывает и правильно, но скучно.

Наши рекомендации для ученического периода работы кистью имеют в виду тренировку руки и глаза: необходимо приучить глаз и руку овладевать формой. Когда уже постигается значение целого, когда вернее берутся, отношения и по цветовому звучанию и по тону — вот тогда-то не страшен тщательно сделанный рисунок со всеми деталями. Тогда возможно вести работу, заканчивая частями, потому что зрелый художник, понимающий, что такое цельность, эту цельность будет держать в своем художническом глазе, уверенно работая над формой «куска» живописи на холсте. Так поступают многие художники. Этого метода придерживался и такой большой художник, как М. В. Нестеров. Казалось бы, наоборот: он мог позволить себе роскошь «свободного письма» без тщательного рисунка. Но он знал по опыту, что тщательный рисунок скорее приведет к верной и законченной живописи, чем переработка сделанного без рисунка. М. А. Врубель говорил, что работа, хорошо нарисованная, уже несет в себе все возможности быть хорошо написанной. Конечно, это так.

Важно еще отметить, что и Нестеров и другие замечательные мастера знали и проводили в своем творчестве старую истину, а именно: писать а-ля прима, то есть не возвращаться вновь к тому, что уже написано сразу. (Другими словами - метод «а-ля прима» — живопись по сырому, написанная в один сеанс). Масляная краска не выносит, когда она наносится поверх полусухого слоя. Поэтому, если нельзя закончить писать сразу, то вторичный слой можно прописывать только по сухому. Существует у мастеров жесткое правило технологии масляной живописи - писать по сырой краске только до тех пор, пока она еще позволяет в себя «вмазывать». Потом уже вести живопись нельзя. Даже если верхний слой кажется сухим, под ним может быть слой полупросохшей краски. В случае капитальной переписки при письме а-ля прима есть только один способ: смочить соответствующим растворителем счищаемое место и обратившуюся в замазку краску снять мастихином до холста. Делать это необходимо умело, не повредив грунта, а затем заново написать. Если доделка незначительная и требуется лишь нанесение слоя жидкой прозрачной краски, меняющей тональность колорита, то обычно это делается способом лессировки.
Большой мастер, обладающий опытом долголетней практики, при работе частями целое держит в своем художническом зрении и не пестрит свою работу. Иное дело произойдет с неопытным художником, когда его первоначальное обучение живописи будет сводиться к тому, чтобы уметь приводить в единство соотношение отдельных частей живописи на холсте. В этом случае о методе а-ля прима не может быть и речи. Начинающий художник, не приучивший себя брать верные соотношения больших масс и больших цветовых пятен, обязательно собьется с пути, если попробует писать а-ля прима. Он также не сумеет лепить форму кистью, а в период обучения надо учиться лепить форму. Необходимо смелее класть мазки, приучая себя к гармонии цвета.

На курсах живописи New Art Intention, наши ученики, преодолевая трудности, и «воспитывая» свой глаз, постигают самое главное: законы целостного видения на основе метода непрерывного сравнения отдельных тонов при охвате глазом целого. По мере того, как глаз и рука натренируются лепить форму кистью, форма эта будет становиться крепче, рисунок вернее. Этому будут способствовать свойства масляной краски. Она обладает исключительными возможностями корпусной лепки, пастозностью своих кроющих слоев. Тем, кто хочет почувствовать сущность масляной краски, мы считаем возможным позволить вольность помазать краской. Для этого наша школа рисования проводит несколько уроков по текстурам и абстрактному. На них начинающие рисовать маслом могут максимально ощутить свойства этого материала.

Урок рисования. Живописный этюд обнаженной фигуры.

Возвратимся к уроку рисования – письмо маслом обнаженной фигуры с натуры - мужской и женской. Чтобы строки, написанные здесь, были более действенными, при изложении процесса придется во многом повторяться.
Предположим, вы скомпоновали и нарисовали фигуру. Надо начинать писать. Мы рекомендуем прежде всего предварительно установить, какими красками будете вы писать тело? Какие сочетания наиболее близко подойдут к решению данной постановки? Возможно, что придется перебрать десятки комбинаций, чтобы найти наиболее точную. Какой состав красок необходимо иметь начинающему? Возьмем самую скупую палитру:
1) белила цинковые,
2) кадмий лимонный,
3) кадмий светлый,
4) кадмий красный,
5) охру светлую,
6) сиену натуральную,
7) сиену жженую,
8) марс коричневый,
9) английскую красную,
10) кобальт синий,
11) кобальт зеленый,
12) изумрудную зеленую,
13) краплак,
14) персиковую черную.
Это самые необходимые краски чтобы начать рисовать. Из них-то и надо находить возможные комбинации сочетаний, как более подходящие для прописки холста.
Если в числе рекомендованных красок мы упоминаем о персиковой черной, это не значит, что земляные краски и краски, получаемые пережиганием, исключаются из палитры. Сплошь да рядом в практике бывает, что вместо того, чтобы получить сложный оттенок из трех ярких цветов, смешанных с белилами, можно составить его из земляной краски или краски, полученной пережиганием. Как, например, персиковой черной, полученной пережиганием из косточек персика. Эта краска глубокого черного цвета с синеватым оттенком в разбеле; она более холодного оттенка, чем - виноградная черная, но менее чем сажа газовая. Это простая смесь — персиковая черная плюс белила. К такой смеси можно прибавлять те или иные оттенки. Но все же смесями пережигаемых красок в разбеле не стоит злоупотреблять. А сажу газовую лучше вообще исключить из живописи обнаженной фигуры. В разбеле, да и в смесях, она слишком «синюшная». Рекомендованная нами палитра есть минимум.
Перед тем как начинать этюд на холсте, рекомендуется сделать несколько предварительных «нашлепков», проб, и из них выбрать наиболее точный. Цель их найти то сочетание красок, которое будет наиболее близким к натуре. Например, найти смесь для тени тела, для света, для полутона, для фона, то есть предварительно покопаться в нашлепке, чтобы, подойдя к прописыванию холста, знать, какими красками будет занята палитра.
Само собой разумеется, что рекомендовать какие-либо рецепты сочетаний — совершенная бессмыслица. Научить чувствовать невозможно. В том-то и дело, что в каждом отдельном случае комбинации будут разными. Фабричные краски все те же, а бесчисленные комбинации будут разнообразны, подобно шахматной игре. Тогда в чем же смысл этого урока рисования? Смысл заключается в том, чтобы показать начинающему рисовать направление по пути искусства, сочетав его живопись с жизненной правдой, помочь ему, конкретно подсказать, как нужно сделать. Это очень трудно, но возможно.

Весьма полезно одновременно с работой над фигурой человека посещать музеи, галереи. Например, рекомендуем изучать работы великого русского художника Александра Иванова. Он много работал над обнаженной фигурой и в условиях мастерской, и на воздухе. В интернете полно всяческих репродукций, но мы призываем вас посещать музеи! В музеях, изучая работы великих мастеров реалистов русской и западной живописи, рассматривая, как проработан у них холст, можно многое увидеть, понять, например, как отдельно верно найденные и тонко прочувствованные тона сплетаются в единую гармонию. На курсах живописи Artintent мы повторяем все одно и то же, а именно: имейте всегда в виду, что в природе ничто не существует отдельно, все связано, зависит друг от друга, обусловливает друг друга; не думайте, что сразу мазок за мазком будут попадать на место. Помните, что только верно найденная комбинация мозаики мазков решает форму. Всегда нужно где-то убавить, где-то прибавить, там четко выявить, там легко увести в тайну тени и полутона. Если все верно попадет на место, то этюд зазвучит, запоет жизненной художественной правдой.
Перед вами холст, на котором приготовлен рисунок под живопись. С чего же начать рисовать, со света, с тени или с полутона? Положить ли первые мазки на фигуру или на фон? Это тоже, кстати, первый вопрос, который задают нам ученики на уроках рисования.

В разных случаях по-разному. Начните с того места, которое вам наиболее ясно. Но лучше и легче начинать с самого темного места. Причем в самом темном старайтесь найти цветовое звучание. Привязывая к нему окружающие тона, в конечном итоге добирайтесь до самого светлого места. Предположим, процесс первой прокладки красками по белому холсту займет у вас немного времени. Если вы прокладываете первый раз кистью легко, негусто, то подмалевок за неделю высохнет. В студии Artintent уроки живописи проходят раз в неделю. Поэтому ученик возобновляет свою работу выполняемую на наших курсах живописи всегда по просохшему подмалевку.