МЕНЮ

0. ГЛАВНАЯ.

1. Как научиться рисовать куб.

2. Урок рисования призмы.

3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента.

4. Учимся рисовать табуретку.

5. Урок рисования натюрморта.

6. Урок рисования гипсовой головы.

7. Уроки рисования портрета.

8. Урок рисования деталей портрета.

9. Урок рисования характера и мимики лица.

10. Уроки рисования фигуры человека.

11. Рисование фигуры человека. Последовательность.

12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура.

13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура.

14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок.

15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

17. Урок рисования быстрых этюдов.

18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом.

19. Уроки живописи. Этюд женской головы.

20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом.

21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка.

22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок.

23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок.

24. Живопись маслом. Фигура.

25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом.

26. Палитра живописи.

27. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы.

28. Информация о студии Artintent.

29. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ.



                      

информация на новом сайте

основное

курсы
уроки в студии
уроки на пленере
персональные занятия
урок мастихином
галерея учеников

примеры работ

карандаш
масло
акварель
акрил
темпера
тушь
росписи стен

истории

лавка мира
шаг в будущее
Австрия, пленер
Австрия, выставка
Юрмала, форум
Абрау-Дюрсо, лодки
Абрау-Дюрсо, галерея

информация

карандаш, портрет
пишем маслом
пишем акварелью
акрил
темпера
роспись стен
                           

20. Урок живописи. Рисование портрета маслом.

На уроках живописи и рисунка в школе New Art Intention начинающих рисовать обучают «искать» силуэт фигуры и головы по отношению к фону, потому как – только точно и выразительно найденный силуэт придает портрету большую художественную выразительность.

Чтобы научиться рисовать портрет человека (карандашом или красками) – старайтесь понять неповторимое выражение лица и через это выражение, присущее только данному человеку, передайте его внутреннее, душевное состояние.

На предыдущем уроке живописи вы приобрели достаточный опыт в изображении головы, научились работать в цвете. Цель данного урока - научиться создавать портрет с максимальной художественной выразительностью.

Рисование этюдов. Практика рисования с натуры в сравнении.

На уроках рисования мы особо обращаем внимание начинающих художников на цвет тела человека. Этот цвет отличается от цвета всех других предметов видимого мира. Кровеносные сосуды сообщают цвету тела только ему присущий розоватый цвет, поэтому цвет лица у людей телесный, розоватый. Но глаз художника, опытный в восприятии тончайших оттенков цвета, без труда заметит, что, нет двух лиц, абсолютно одинаковых по цвету, одинаковых по характеру форм, по пропорциям и фактуре.

Поэтому, практикуя рисование портрета с натуры, старайтесь правильно выявлять телесный цвет. Художник в каждом отдельном случае должен непосредственно увидеть в натуре присущий ей цвет и уметь точно его передать. Чтобы легче заметить эту цветовую разницу и грамотно научиться рисовать нюансы цветопередачи, мы рекомендуем выполнить первое упражнение этого урока живописи, нарисовав три разных портрета головы разных людей на одном холсте. Вы можете задать вопрос: «Почему же надо рисовать разные портреты на одном холсте? Не лучше ли сделать это на трех отдельных холстах?» Рисование такого этюда рекомендуется для того, чтобы вы яснее почувствовали разницу цвета и характера портретных лиц при их сравнении.

Давайте практически это проверим. Вы написали (или нарисовали карандашом или пастелью) в один-два сеанса голову девушки в левом краю вашего холста. Черные волосы ее четко обрисовывают форму гладкого светлого, слегка желтоватого лба, ее алые сочные губы мягко лепят форму рта. Розоватость юношеских щек перекликается с алыми губами. Светлое желтовато-розовое лицо дает приятный зеленовато-лиловый полутон в тени.

На следующий портретный сеанс вы приглашаете средних лет мужчину, голова которого лишена волосяного покрова. В этом случае четко выявлено анатомическое строение черепа. Глубокие глазные впадины помогают передать объем и характер головы этого человека. Перед тем как его рисовать, вы сразу же отмечаете для себя, что для его изображения нужны совершенно другие краски, чем для этюда головы девушки.

Вы без труда делаете вывод, что этот человек, видимо, редко бывает на воздухе, так как цвет его лица бледно-желтовато-зеленый, напоминающий цвет пергамента. Теневые места головы тоже зеленоватые, но абсолютно не похожи на зеленоватость в этюде девушки — они коричнево-зеленые и их надо решать, может быть, умброй и волконскоитом. Вы сразу видите, что в этой голове нет тех приятно розовых тонов, которыми вы писали щеки и губы девушки, и готовя красочные смеси для передачи характера цвета, убеждаетесь, что их надо делать из совершенно других красок.

Третий этюд. Рисование портрета головы старика с окладистой бородой, с седыми волосами. Начиная его писать, вы сопоставляете эту голову с двумя ранее написанными этюдами и убеждаетесь, что она и по цвету и по фактуре совершенно не похожа на две предыдущие головы.

Таким образом, такой урок живописи, такое рисование с разных натур в сравнении убедит вас в том, что все человеческие лица различны и по характеру форм и пропорций, и по фактуре тела, и по цветовому строю. Это убеждение не позволит вам писать все головы одинаковым «телесным» цветом, а заставит вас каждый раз внимательно анализировать и изучать цвета тела человека, исходя из условий расположения и освещения. Такой метод рисования позволит вам натренировать глаз на восприятие тончайших цветовых колебаний и поможет вам понять, как правильно научиться рисовать на начальном этапе обучения, так и в дальнейшей самостоятельной творческой работе.

Рисуем портрет.

Постановка натуры должна отчетливо выявлять основные живописные особенности лица и головы в целом, освещенной светом спереди, когда образуются небольшие группы тени. Освещенная прямым светом голова требует более темного фона, хотя не обязательно черного, но подобранного по цвету так, чтобы фон был не только в тональном, но и в цветовом контрасте с натурой.

Этот урок живописи для начинающих выполняется на нескольких уроках, так как является достаточно сложным для учащихся. И начинающий художник иногда вынужден много раз рисовать заново.

Тому, кто хочет научиться рисовать и приобрести правильные навыки в живописи, вооружиться мастерством, необходимо выработать систему работы в рисовании портрета лица и головы. Мы рекомендуем урок живописи над портретом головы условно разбить для себя на три этапа, которые связаны между собой и органично переходят один в другой, развивая и дополняя друг друга.

Первый этап портретного урока живописи — подготовительный рисунок головы под живопись и выполнение цветного подмалевка (рис.1);

второй этап урока живописи — изучение деталей портрета, характеристика их форм и цветовых особенностей (рис.2);

третий этап урока живописи — обобщение и синтез изученного, приведение портрета к живописному единству и художественной выразительности (рис.3).

Эти этапы урока рисования портрета дадут возможность художнику более сознательно вести свою работу от начала до конца рисунка и помогут ему избавиться от множества ненужных, а подчас и вредных бесконечных переделок. Это обычно приводит к тому, что потрет становится перегруженным краской, которую нельзя класть бессистемно, иначе она начинает тускнеть, чернеть.

Когда постановка натуры сделана, художник приступает к первому этапу этого урока живописи. При этом нужно всегда помнить, что, не нарисовав модель, не следует начинать писать красками. Это положение кажется ясным, и многие могут заявить, что о нем можно было бы и не упоминать. Но практика обучения живописи в нашей школе показывает, что учащиеся не всегда придерживаются этого правила. Начинающим живописцам порой не хочется тратить времени на подготовительный рисунок. Иногда это приводит к печальному результату — вначале портрет получается свежим по цвету, и отдельные места интересно и живописно решаются, но затем в форме вдруг обнаруживается много значительных ошибок.

На последующих сеансах (по сухому) начинаешь исправлять, вести работу по частям, и она незаметно теряет то очарование и свежесть, которые были вначале, превращается в замученный по живописи и разбитый по форме этюд. Становится скучно работать, модель кажется неинтересной, появляется сомнение в своих способностях — хочется бросить портрет и не браться больше за кисти.

Чтобы двигаться верным путем без подобных переживаний, сначала сделайте основательно построенный и проработанный рисунок. Рисунок под живопись выполняйте углем или мягким карандашом. Не обязательно моделировку делать в полную силу тона. Можно сделать довольно светлый по тону рисунок, но желательно с характеристикой основных тональных градаций портрета. Затем рисунок можно зафиксировать лаком или смочить водой из пульверизатора, если грунт холста клеевой или эмульсионный, или слегка смахнуть уголь, оставив рисунок в очень легком светлом тоне.

Затем, прежде чем начать писать, художник должен мысленно проанализировать модель в зависимости от задач и решить, какие смеси он должен взять для этюда портрета, какие красочные сочетания он обнаружил в модели, увидеть в натуре теплые и холодные тона.

После того как начинающий портретист «вжился» в натуру, мысленно понял ее колористический строй, как бы видя ее написанной, он приступает к подмалевку.

Подмалевок (рис.1) - это легкая прописка цветом всего холста. Подмалевок иногда делается без белил, как акварелью, иногда вводится и небольшое количество белил.

Подмалевок в портретной живописи.

Подмалевок для живописи головы делается так же, как для натюрморта и других упражнений. Об этом вы уже получили представление из предшествующих уроков.

По легкому подмалевку художнику впоследствии легче определить правильный тон и цвет, тогда как по чистому холсту это сделать труднее. Когда сделан подмалевок и пролеплена форма головы, можно переходить к решению основных масс в полную силу натуры. Начинать писать в полную силу лучше с того куска, который наиболее ясен автору. Предположим, художник почувствовал силу тона и цвет лба вместе с волосами и по подмалевку начал брать цвет в упор. Начав писать лоб во всю силу, он берет и волосы, и фон, приводя все это в гармонию. Затем в ту же силу будет брать и остальные части головы, все время, сравнивая между собой цветовые отношения. Таким образом, после подмалевка автор переходит к лепке головы как бы по частям, решая эти части в упор, сравнивая их друг с другом.

Портретная живопись.

Но не всегда удается художнику, рисуя по частям, воспринимать всю постановку в целом, глаз его так и норовит задержаться на том участке натуры, который изображается, и никак не хочет увидеть окружающие участки. Это — извечная борьба за целостное видение натуры. Начинающий рисовать должен собрать необходимые усилия воли к постоянному вниманию и выработке такого принципа работы, который позволял бы ему, когда он пишет щеку, сравнивать не только освещенную часть щеки с теневой частью, но сравнивать щеку и со лбом, и с шеей, и с фоном, и с волосами. Так, всегда при рисовании любой детали сравнивайте как можно больше и чаще, ибо весь процесс живописи состоит в сравнении.

Сравнивать необходимо не только с точки зрения формы, пропорций и характера, а и с точки зрения цветовых отношений.

Для решения задачи живописи головы необходим опыт, нужно чувствовать, как форма головы строится цветовыми отношениями. Поэтому при проработке формы деталей каждым мазком кисти выявляйте определенную часть формы и обязательно отличайте по цвету один мазок от других.

Проработав форму в течение нескольких сеансов, вы увидите, что достаточно приблизились к натуре. Голова на портрете стала похожа на модель. Глаза смотрят и выражают характер взгляда модели. Нос начинает определяться, объем головы построен правильно, даже, может быть, передана небритость щек человека, то есть все детали изображены любовно и внимательно. Но, увы, вы тут же обнаруживаете, что на расстоянии 5 — 6 метров ваш портрет стал каким-то вялым, невыразительным. Краски недостаточно звучны, работа потеряла красочное обаяние. Тут же вы обнаруживаете, что, несмотря на выписанность деталей, голова не очень-то объемна и трехмерна, кроме того, лицо как-то скошено, глаза не четко построены, одна скула по отношению к другой съехала вниз, губы тоже куда-то поехали в сторону. Расстроившись, вы начинаете робко маленькой кисточкой исправлять погрешности, гоняетесь за исправлением деталей, но портрет от этого не становится лучше.

Вам становится неприятно над ним работать. У вас появилось утомление.

Все это произошло оттого, что в течение достаточно продолжительного урока живописи, в процессе работы над деталями вы перестали смотреть цельно, погоня за передачей деталей отвлекла вас от целостного восприятия.

Последний этап урока живописи. Цель этого этапа заключается в том, чтобы раздробленную деталями голову привести снова к обобщению, снова укрепить конструкцию портрета головы, привести к синтезу тот анализ форм, который был проделан раньше. Чтобы добиться обобщения и цельного живописного решения, художнику приходится пережить большое внутреннее напряжение.

Портретная живопись. Этюд.

В этот момент нужно напрячь всю волю ради того, чтобы отказаться порой от многих найденных деталей ради цельного и наиболее художественного решения. Такие мучительные моменты приходилось переживать многим великим портретистам прошлого.

Из воспоминаний о В. А. Серове нам известно, как великий художник, умевший работать над портретом по шестьдесят и более сеансов, основательно изучив модель и добившись немалых находок, потом безжалостно соскабливал мастихином все написанное и, собрав свою волю и силы, свободно в 2 — 3 сеанса заканчивал работу над портретом. В эти последние сеансы он переводил портрет в новое, высшее качество, делая его цельным, обобщенным, высокохудожественным произведением.

На наших уроках мы обращаем внимание начинающих художников на характер и состояние натуры.

Если портретное изображение человека включает и руки, то необходимо уделить им большое внимание, ибо руки порой расскажут вам о человеке даже больше, чем лицо. Жесты и движения рук должны быть жизненными, характерными именно для этого человека в том состоянии, в каком он находится в данный момент.

В процессе рисования портрета максимум внимания уделяйте глазам портретируемого, пытайтесь через выражение глаз глубже проникнуть в душу человека. Ведь недаром говорится, что глаза – это зеркало души. Поэтому чтобы научиться передавать душевный мир человека в портретной живописи, внимательно относитесь к характеру глаз, к их выражению и не стесняйтесь рисовать глаза во всю силу вашей кисти. Это не значит, что надо глаза рисовать скрупулезно, подробно со всеми прожилками и бликами в зрачке. Но пишите внимательно и точно, так, чтобы глаза смотрели, и через этот взгляд передавалось душевное состояние человека.