запись на обучение по тел: +7 903 550 90 80 |
МЕНЮ 0. ГЛАВНАЯ.1. Как научиться рисовать куб. 2. Урок рисования призмы. 3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента. 4. Учимся рисовать табуретку. 5. Урок рисования натюрморта. 6. Урок рисования гипсовой головы. 7. Уроки рисования портрета. 8. Урок рисования деталей портрета. 9. Урок рисования характера и мимики лица. 10. Уроки рисования фигуры человека. 11. Рисование фигуры человека. Последовательность. 12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура. 13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура. 14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок. 15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта. 16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике. 17. Урок рисования быстрых этюдов. 18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом. 19. Уроки живописи. Этюд женской головы. 20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом. 21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка. 22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок. 23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок. 24. Живопись маслом. Фигура. 25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом. 26. Натюрморт монохром. 27. Палитра живописи. 28. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы. 29. Информация о студии Artintent. 30. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ. информация на новом сайте основное курсыуроки в студии уроки на пленере персональные занятия курсы батика урок мастихином галерея учеников примеры работ карандашмасло акварель батик акрил темпера тушь росписи стен истории лавка мирашаг в будущее Австрия, пленер Австрия, выставка Юрмала, форум Абрау-Дюрсо, лодки Абрау-Дюрсо, галерея информация карандаш, портретпишем маслом пишем акварелью батик акрил темпера роспись стен |
12. УРОКИ РИСОВАНИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.Обнаженная фигура в движении.При рисовании обнаженной фигуры в движении большое значение имеет самый характер постановки. На уроках рисования Artintent модель никогда не ставится в искусственном нарочито придуманном повороте; натурщику дается возможность самому определить положение, подсказав лишь ему, что от него требуется. Лучше всего, если движение его будет осмысленным, то есть продиктованным определенным действием. Например: человек, тянущий канат, натягивающий тетиву лука, бросающий копье и т. д. Тогда рисующему легче понять логику движения, его содержание, яснее будет и единство всех частей фигуры, подчиненных основному смыслу, цели этого движения. В поставленной таким образом фигуре вы отчетливо прочувствуете тот ритм, который возникает в живом организме при том или ином повороте и который непременно будет другим, если движение изменится. Собственно говоря, ритм этот существует даже в самой спокойной постановке. Но при движении фигуры он будет ощутительнее и составит главную задачу построения рисунка на уроке рисования. Обращаясь к классическому наследию в области изобразительного искусства, мы найдем множество примеров, анализ которых позволит лучше понять, в чем заключается суть передачи ритма движения живой фигуры, и подскажет нам, на что нужно обратить внимание, воплощая его в рисунке с натуры. Античная скульптура, произведения мастеров эпохи Возрождения, этюды и рисунки обнаженной фигуры А. А. Иванова, в советском искусстве ряд работ А. А. Дейнеки — вот далеко не полный круг примеров для «наглядных пособий» в интересующем нас вопросе. Попробуем проанализировать один из рисунков А. А. Иванова, исполненный им в римский период, в 1830—1840-х годах (рис. 1). Перед нами рисунок обнаженной натурщицы, рисунок живой, убедительно передающий и характер модели и, несомненно, сходство — в него веришь. Особое внимание обратите на передачу движения, на то, как ему подчиняются все формы фигуры, как большие, так равно и самые мелкие детали. При сохранении многообразия трактовки форм все проникнуто единством. Здесь, конечно, нужны и знания, и большая практика, да и талантливость, так как многое тут нужно угадать и почувствовать самому. Этому научить, пожалуй, и невозможно. Но подсказать то, что может быть полезным при изучении данного рисунка, то, что может быть учтено в собственной практике рисования с натуры, можно и нужно. Прежде всего — сама поза фигуры и точка зрения художника. Обратите внимание, как поворот головы связан с общим движением торса и вытянутой ноги и как поднятая рука повторяет движение бедра согнутой ноги. Трудно сказать, сама ли модель приняла такое именно положение, или это попросил сделать художник. Возможно, и то и другое. Во всяком случае, постановка получилась удачная и интересная. А затем, по возможности, разберемся, на что художник обратил особенное внимание, стремясь передать цельность движения всей фигуры. В данной постановке движение фигуры идет по диагонали, под углом к горизонтальной плоскости, что в первую очередь определяется основной линией построения от яремной ямки до лобкового сочленения. Поднятая рука и согнутая нога слегка приближаются к основному движению по диагонали. И если вы будете внимательно рассматривать рисунок, то увидите повторы основного движения в различных частях фигуры, например в нижней части головы, в ступке вытянутой ноги, в предплечье поднятой руки с голенью согнутой левой ноги (рис. 2). Возьмите кальку, наложите ее на рисунок и нанесите замеченные вами повторы основного движения в самых различных частях фигуры, конечно, там, где они подмечены автором рисунка. Такой разбор можно проделать в отношении целого ряда соответствующих рисунков, и, когда вы уясните хотя бы примерно, в чем тут дело, тогда попробуйте увидеть это при рисовании с натуры и передайте в вашей работе. Прежде чем приступить к рисунку обнаженной фигуры в движении, нужно учесть одно немаловажное обстоятельство. Дело в том, что выразительность движения продержится натурщиком очень недолго, мышцы ослабеют, самая суть движения будет уже несколько иной, иным будет и ритм, направленность отдельных частей фигуры выйдет из общего строя движения, останется лишь приблизительная поза. Как быть? Затем необходимо сделать несколько набросков карандашом, с целью уловить движение фигуры в тот или иной, наиболее выразительный его момент. Вот где понадобится умение цельно видеть, и если вы этого умения в себе не воспитали, будет очень трудно, ибо «срисовать движение» с живой подвижной модели по частям совершенно невозможно. Тут больше чем в каком-либо другом случае каждая часть, каждая деталь должны быть сопряжены с общим, сквозным движением всей фигуры. Из сделанных набросков карандашом выберите тот, который наиболее выразительно передает характер движения фигуры; его и положите в основу вашего рисунка и, уточняя пропорции, отрабатывая детали, форму и прочее, обращайтесь к натуре за справками, не теряя сути движения, уловленной в наброске. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ В РАКУРСЕ.Начиная этот урок рисования, прежде всего, необходимо высказать некоторые соображения, касающиеся рисунка лежащей фигуры. Если вы будете рисовать лежащую фигуру спереди или со спины, то есть когда положение ее будет параллельно листу бумаги (картинной плоскости) или под небольшим углом, тут все будет ясно, и работа над рисунком затруднений не вызовет. Но если вы посмотрите на фигуру со стороны ног или головы, особенно если устроитесь на близком расстоянии от модели, в этом случае в ходе выполнения рисунка возникнут некоторые затруднения, к преодолению которых нужно заранее приготовиться. При построении фигуры, особенно при передаче пропорций в том или ином сокращении, голова, если она будет на переднем плане, может получиться в рисунке такого размера, что вся помеченная вами фигура примет совершенно невероятный вид и пропорции ее покажутся искаженными. Это вызовет у вас законное чувство беспокойства, вы будете то уменьшать голову в рисунке, то ее увеличивать, потеряете связь ее с остальными частями фигуры и с фигурой в целом. В данном случае необходимо знать, что обычное измерение, перспектива с близкой точки будут ложными, получится искажение. Как же поступить? Рисовать фигуру с аналогичной точки бывает необходимо, и мы знаем целый ряд рисунков и этюдов, где фигура, взятая в таком ракурсе, не производит впечатления нарушения пропорций. Леонардо да Винчи давно подметил на практике несостоятельность перспективы с близкой точки и советовал рисующему принять «дистанцию, по крайней мере, в 20 раз больше, чем наибольшая высота и ширина изображаемого предмета». Совет очень полезный, и если даже рисовать с рекомендуемой дистанции не всегда возможно (особенно в группе), то проверить впечатление от рисунка с указанного расстояния от модели затруд-нения не составит, и таким советом можно воспользоваться. На практике, во время урока рисования, при решении задачи ракурса лежащей фигуры, можно дать простой совет, суть которого заключается в следующем: вот вы наметили в рисунке построение лежащей фигуры с головой и руками на переднем плане, наметили и ее пропорции. Но чувствуете, что в рисунке что-то не так, получается какое-то искажение, несоответствие в пропорциях: то голова велика и фигура кажется короткой, то голова получается маленькой, ступня на последнем плане настолько мала, что фигура кажется очень длинной, и т. д. Словом рисунок начинает разваливаться. Проверяете при помощи карандаша в вытянутой руке (как мы рекомендовали ранее, на начальных уроках рисования) соотношения частей — все будто на месте, и все-таки что-то не то. Попробуйте теперь намеченную вами в рисунке фигуру представить стоящей. Вы тогда яснее почувствуете искаженные пропорции в рисунке и увидите, где нужно будет внести соответствующие исправления. В ходе работы над рисунком такого рода проверку нужно сделать не один раз. Суть дела заключается здесь в том, чтобы почувствовать и передать в перспективном сокращении истинные размеры предметов. Если в отношении такого сложного объекта, каким является фигура человека, это будет трудновато и неясно — можно обратиться к предметам более простым, (т.е. сначала необходимо научиться рисовать простые объекты), но усвоить существо дела перспективного рисования обязательно нужно. Попробуйте нарисовать карандаш. На уроках рисования это предложенное упражнение уже опытным ученикам, вызывало чувство недоумения у многих, а заключалось оно именно в умении передать истинный размер карандаша в перспективном сокращении. Попробуйте проделать несколько аналогичных упражнений, нарисовать различные предметы в необычном для вас ракурсе, в сильном перспективном сокращении и вы на практике убедитесь, что это не так-то уж просто. В отношении же рисунка фигуры человека в ракурсе нужно помнить, что в каком бы сложном сокращении вы ее ни рисовали, нельзя терять из виду живого человека с соотношением всех характерных для него форм и гармоничной их связи. Попробуем разобрать рисунок (рис. 3) А. И. Иванова. Рисунок сделан им в период, когда он учился в Академии художеств. То ли ему место «досталось» такое, а может, сам учитель поставил ему очень сложную задачу — сказать трудно. Перед нами рисунок лежащей фигуры в ракурсе с головой и руками на переднем плане. Точка зрения взята очень близкой. Задача трудная. Сложность усугубляется еще и тем, что предплечье согнутой руки закрывает почти всю нижнюю часть головы, и эта рука оказалась на самом переднем плане. Шея и голени обеих ног с данной точки зрения не видны вовсе. Весь торс сократился перспективно до такой степени, что плечо согнутой руки пришлось нарисовать в пространстве равным ширине плеча вытянутой руки, а расстояние от этой руки до бедра оказалось меньше, чем ширина предплечья. Зато вытянутая рука по масштабу стала смотреться длиннее ноги. Увязать эти неожиданные изменения привычных по величине частей фигуры в единое целое, не теряя ощущения нормально слаженной фигуры натурщика, конечно, трудно, и следы исправлений в рисунке говорят о том, что ученику А. И. Иванову пришлось над рисунком основательно поработать. Тут нужно передать связь форм между собой; показать, как из-за одной формы видна другая; расположить по планам свет и тень, чтобы они не мешали передаче формы в пространстве; по-разному отработать и моделировку форм, особенно обратив внимание на формы переднего плана. Дать почувствовать величину частей, не видимых с точки зрения, избранной художником. Это вполне удалось в отношении голени правой ноги натурщика. Благодаря верно нарисованной форме бедра и коленного сустава, а также точно найденного места ступни величина голени ясно чувствуется в рисунке. Конечно, этот рисунок далек от совершенства, но все же с задачей автор справился, и недаром его рисунок был оставлен в Академии в качестве оригинала. В рисунке И. Е. Репина (рис. 4) задача значительно проще. При таком положении фигуры очень сильных сокращений форм нет. Нужно обратить внимание на то, как Репин намечает части фигуры, скрытые формами, находящимися ближе к рисующему. Подставку, на которую опирается согнутая нога, он делает как бы прозрачной в той части, где она закрывает голень левой ноги натурщика, то есть не пририсовывает к подставке видимые за ней части ноги, а рисует всю ногу целиком. Или в другом случае — сквозь верхнюю часть согнутой ноги виден легкий контур находящейся за ней руки. Такой прием при рисовании фигуры (да и не только фигуры) позволяет лучше и точнее построить ее и передать в рисунке цельность восприятия. Образцов изображения фигуры человека в самых разнообразных, иногда весьма смелых ракурсах можно привести много как в произведениях русских, так равно и западноевропейских художников, не говоря уже о плафонной живописи, где фигуры и не могут быть изображены без сильных ракурсов. Примеры эти вы увидите в музеях, картинных галереях и в иллюстрациях различных изданий, особенно по истории изобразительного искусства. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы Микеланджело «Пророк Иона» (рис. 5). «Мертвый Христос» А. Мантеньи (рис. 6). Фигура воина в картине «После побоища Игоря Святославовича с половцами» В. М. Васнецова (рис. 7). Лежащая женщина в картине «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова (мы приводим подготовительный рисунок к ней — рис. 8). Рисунок лежащего натурщика А.А. Грицая (рис.9) Рисунок натурщицы В.П. Иванова (рис.10) И рисунки натуры А.Н. Черникова (рис.11) Уроки рисования фигуры в ракурсе — дело интересное и увлекательное, но вместе с тем трудное. Правильно выполненный рисунок требует опытного глаза, опытной руки и знаний. Как и везде, нужно начинать с решения задач более простых и постепенно добираться до рисунка фигуры в ракурсах сложных. |