МЕНЮ

0. ГЛАВНАЯ.

1. Как научиться рисовать куб.

2. Урок рисования призмы.

3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента.

4. Учимся рисовать табуретку.

5. Урок рисования натюрморта.

6. Урок рисования гипсовой головы.

7. Уроки рисования портрета.

8. Урок рисования деталей портрета.

9. Урок рисования характера и мимики лица.

10. Уроки рисования фигуры человека.

11. Рисование фигуры человека. Последовательность.

12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура.

13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура.

14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок.

15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

17. Урок рисования быстрых этюдов.

18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом.

19. Уроки живописи. Этюд женской головы.

20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом.

21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка.

22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок.

23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок.

24. Живопись маслом. Фигура.

25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом.

26. Палитра живописи.

27. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы.

28. Информация о студии Artintent.

29. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ.



                      

информация на новом сайте

основное

курсы
уроки в студии
уроки на пленере
персональные занятия
курсы батика
урок мастихином
галерея учеников

примеры работ

карандаш
масло
акварель
акрил
темпера
тушь
росписи стен

истории

лавка мира
шаг в будущее
Австрия, пленер
Австрия, выставка
Юрмала, форум
Абрау-Дюрсо, лодки
Абрау-Дюрсо, галерея

информация

карандаш, портрет
пишем маслом
пишем акварелью
акрил
темпера
роспись стен
                           

13. УРОКИ РИСОВАНИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

Рисование одетой фигуры.

Каких-либо особых принципов в рисунке одетой фигуры не существует. Суть дела остается та же: и одетую фигуру нужно суметь поставить, и пропорции ее передать, и форму, и движение, и характер — словом все то, что необходимо в рисунке обнаженной фигуры. Но некоторая специфика, конечно, есть. По этому поводу и хотелось бы высказать кое-какие соображения.

Школа рисования Artintent знакомит начинающих рисовать с рисунком драпировок на уроках рисования натюрморта. Также есть уроки рисования, где изучаются отдельно взятые различные по материалу ткани. Начинающие рисовать разбирают, как образуются складки материй, различных по характеру и толщине: ситца, шелка, тонкого сукна, драпа, различных сортов современных новых тканей.

Когда-то на уроках рисования в художественных учебных заведениях и в практике художников было принято рисовать ткани (драпировки) на манеке¬нах. Если есть возможность иметь такой манекен — это неплохо. Но это будет относиться лишь к изучению в основном характера складок ткани. Упражняться в рисунке драпировок можно и без помощи манекена.

Что же касается собственно рисунка одетой фигуры, то здесь необходимо обратить внимание на следующее: рисуя одежду, нельзя забывать, что одежда на фигуре никоим образом не должна уничтожать форму а, наоборот, под одеждой нужно непременно чувствовать живую форму. И это верно не только в отношении одежды тонкой, плотно прилегающей к фигуре. Даже одежда из грубой, толстой ткани не может быть нарисована изолированно от фигуры. То же самое можно сказать и в отношении обуви. Даже валенки, толстые и неуклюжие, не в состоянии скрыть форму, которая почувствуется, особенно в различные моменты движения ноги.

В прошлом многие художники, даже в сложных, многофигурных композициях, рисовали фигуры сначала обнаженными и потом «одевали» их в соответствующие одежды. В этом был определенный смысл: связать одежды с пластикой фигуры. Классическим примером такого приема является известная картина Рафаэля «Преображение». Так поступал А. А. Иванов в работе над картиной «Явление Христа народу». И. Е. Репин к дипломной картине «Воскрешение дочери Иаира» для фигуры Христа сделал предварительно рисунок с обнаженного натурщика (рис. 1, 2).

рисунок обнаженногорисунок одетого

Для того чтобы практически усвоить необходимость связи одежды с фигурой, рекомендуем проделать следующее упражнение: на одном листе бумаги (размером А2) нарисуйте сначала обнаженного натурщика в несложном движении. Затем рядом с первым рисунком нарисуйте второй с этого же натурщика в той же позе, но одетого в рубашку и в тонкие, скажем, полотняные брюки, на ногах — тапочки. Третий рисунок опять с этого же натурщика, в той же позе, но одетого уже в костюм из плотной ткани, на ногах — ботинки. Все рисунки должны быть одного размера и рисованы с одной и той же точки зрения (рис. 3).

рисунок одетого - этапы рисования

Расположение всех трех рисунков именно на одном листе важно потому, что вы будете иметь возможность сравнить, как связываются с формами фигуры одежды из различных по характеру тканей, и проследить, как формы фигуры и движение ее ощущаются под одеждой.
К данному упражнению, разумеется, нужно отнестись с особой внимательностью, а лучше всего таких рисунков сделать несколько, разнообразя и позу модели, и характер одежды.
А затем, усвоив основное положение связи одежды с пластикой фигуры живой модели, можно выполнить ряд рисунков одетой фигуры как мужской, так равно и женской. Здесь хотелось бы только предостеречь от одной ошибки, которую часто приходится наблюдать у начинающих при рисовании одетой фигуры. Увлекаясь передачей складок одежды и срисовывая их, иногда забывают о находящейся под одеждой форме и, подчеркивая теневые места складок, рисуют их излишне глубокими, отчего они как бы врезаются в саму форму, а этого нельзя допускать. И нужно внимательно следить, чтобы не сделать подобных ошибок, особенно при окончании рисунка.

Рисование деталей фигуры.

Школа рисования Artintent, попутно с рисунком фигуры непременно проводит уроки рисования ее частей: отдельно прорисовывается торс в различных положениях, ноги, руки.

Особенное внимание обращается на рисунок кистей рук. Все мы знаем, какое огромное значение и в портретах и в картинах имеют выразительно нарисованные руки, как много добавляют они к характеристике персонажей, как помогают острее почувствовать и лучше понять душевное состояние действующих лиц.

Вспомните натруженные, жилистые руки кочегара на картине Н. Я. Ярошенко (рис. 4,5)

выразительность деталей в рисунках с натуры

выразительно нарисованные руки

или руки старой крестьянки на «Портрете матери» Ф. А. Малявина (рис. 6).

выразительно нарисованные руки крестьянки

Тут целая характеристика, вся биография этих людей.

Сосредоточенно сжата рука Меншикова в картине В. И. Сурикова (рис. 7),

выразительность сжатых рук

скорбны руки Аленушки у В. М. Васнецова (рис. 8),

выразительность сжатых рук

трогательно беспомощны руки невесты в картине Н. В. Пукирева «Неравный брак» (рис. 9).

выразительность сжатых рук

Таких примеров можно найти много, как среди произведений русских, так и зарубежных художников.

«Рука и кисти во всех своих действиях должны обнаруживать намерения того, кто движет ими, насколько это только возможно, ибо тот, кто обладает страстным суждением, сопровождает ими душевные намерения во всех своих движениях», — записывает Леонардо да Винчи в своем трактате о живописи.

Конечно, для того чтобы передать в рисунке рук выраженные «ими душевные намерения», художнику необходимо изучить их строение наизусть, знать форму и свободно распоряжаться ею.

Рисунки рук на уроках рисования необходимо сопровождать рисунками скелета и экорше в тех же поворотах и положениях, как и живая рука натурщика. Поработав основательно над изучением строения и формы руки, проверьте свои знания путем зарисовок руки по памяти (рис. 10,11).

рисуем руки

Умение рисовать и, конечно, писать кисти рук и ступни ног окажет вам незаменимую услугу и в работе над картиной. Вы тогда уже не уподобитесь тем художникам, которые, не умея рисовать и писать руки и ноги, изображают действующих лиц с руками в карманах, а ногами в траве.

А затем займитесь краткосрочными рисунками руки и особенно кисти в различных положениях (время тут установить, пожалуй, трудно, может быть, такой рисунок займет у вас час или два).

рисование кисти рук

Положения нужно выбирать естественные, продиктованные тем или иным намерением натурщика, руки которого будете рисовать. Начинайте с самого простого, затем связывайте положение руки с каким-либо действием (нарисуйте, например, руку пишущего, опирающегося на трость, и т. д.). Потом можно взять обе руки одновременно, скажем, руки, держащие книгу, очинивающие карандаш. Таких положений можно найти много. Зарисовки эти могут быть и на отдельных листах каждая и на одном листе несколько, но в любом случае рисунок рук не должен быть больше натуральной величины.

Теперь попробуйте подсмотреть и передать в рисунке характеристику руки в связи с состоянием человека, например: рука отдыхающего, опирающаяся на трость. Рука лежит на трости спокойно. Такой ее и нарисуйте. А потом попросите натурщика рассердиться, и пусть он «гнев свой передает в ту же опирающуюся на трость руку, не меняя ее положения. Рука сразу станет напряженной, судорожно сжимающей трость. Зарисуйте ее в новом для нее состоянии. Если у натурщика это не получится, проделайте сами, со своей рукой. Тут важно почувствовать разницу характеристики.

«Чувствуйте каждое движение, сами будьте актером: страдайте, радуйтесь, задумывайтесь, и на самом себе вы поймете лучше, чем подметите у других», — советовал К. П. Брюллов ученикам.

Зарисовывая ступни, следки ног, особое внимание обратите на перспективное сокращение формы. Это имеет значение при передаче в рисунке постановки фигуры, на что уже указывалось выше в этом уроке рисования (рис. 12).

рисование ноги